После памятного бурана в начале года на Предуральской степи установилась, наконец, солнечная погода. В акклиматизационных загонах средняя глубина снега – 30–40 см, но у ограждения намело выше – до 70 см. За несколько ясных дней снег слежался и в некоторых местах выдерживает вес лошади. Пржевалики идут неторопливо – попытка ускорения немедленно приводит к проваливанию. Осторожно ступая, лошади ищут, где снег рыхлый и не очень глубокий. Несмотря на его плотность, животные старательно копытят снег в поисках свежих стебельков типчака и ковыля – у степных злаков живые зелёные побеги сохраняются очень долго. У лошадей добывание корма из-под снега называется тебенёвкой. Не обходят они свои вниманием и деревья – найдя в снегу положенный ещё осенью стволик вербы, весь табун долго погрызает кору и древесину. Лошадям нравится кисленький вкус салициловой кислоты, который содержится во всех представителях рода Salix (Ива).
Но, несмотря на то, что наши лошадки успешно тебенюют, дежурные инспекторы Предуральской степи периодически вывозят сено в загон – в первую их оренбургскую зиму мы хотим, чтобы животные сохранили повышенную упитанность до весны.
Первым к свежему сену подходит Авен. Он кормится, поглядывая на своих кобыл, которые не обращают на него внимания и сосредоточено гребут снег где-то у периметра загона. Часа через три кобылы, запорошённые снегом, подтягиваются к навесу, где в затишке с удовольствием валяются.
Ветерок колышет длинный мех лошадиной шубки волнами. Зимняя шерсть настолько густая и плотная, что кажется бархатной. Под остевым волосом ещё более густой подшёрсток, покрытый жиропотом – от этого шуба становится непромокаемой и влага скатывается с неё, не доходя до нежной кожи. Впрочем, снег на лошадях не тает и они время от времени просто отряхиваются.
Вместо воды лошади зимой едят снег. Но не отказываются и от тёплой водички, которую им наливают в корыто. Маленькие карантинные вольеры занесены снегом, сетчатое ограждение между вольерами и загоном уже можно перешагнуть. Чтобы животные могли прийти попить, инспекторы расчистили им удобные проходы через калитки. Можно наблюдать удивительное зрелище, как лошади уверенно поднимаются и спускаются по снежной горе высотой почти два метра. Подошва копыт у лошадей такая же чувствительная, как пальцы у человека, и они прекрасно определяют, где снег или лёд может выдержать их вес. Прыгать по горке они не решаются, ходят только по натоптанным дорожкам. Внутри деревянных вольеров полный штиль и выходящие с водопоя лошади отдыхают и принимают солнечные ванны.
А вечером багровый закат говорит нам, что в Предуральской степи завтра будет ветрено. Будем расчищать снег в вольерах.
Фото и текст: Татьяна Жарких, руководитель Центра реинтродукции лошади Пржевальского, Оренбургский заповедник
Отдел ЭП и Туризма ФГБУ « Жигулевский государственный заповедник» Михальченко Л.В.