Благовещение и птицы
http://www.rbcu.ru/news/26426/
7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных праздников в православном календаре.
С этим праздником связан обычай выпускать на волю птиц, которых содержали в клетках в течение зимы. Синиц, чижей, щеглов и других лесных птиц отпускали в небо, часто при большом скоплении людей. Считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу.
Обычай на первый взгляд гуманный, но надо помнить, что птиц, проживших в клетке несколько месяцев, необходимо специально готовить перед выпуском на волю – прежде всего, дать им возможность восстановить способность к полету, поскольку в тесной клетке птица теряет эту способность довольно быстро. Если такую, как говорят птицеловы, «сиделую» птицу выпустить на волю без подготовки, она неминуемо погибнет, поскольку летать почти не может. И перед выпуском птиц действительно готовили «к воле», давая им возможность летать по комнате и тренировать крылья.
В последнее время традицию выпуска птиц на Благовещенье пытаются возродить, но в иных, достаточно уродливых формах. К этому дню предприимчивые люди отлавливают большое количество лесных птиц, главным образом, синиц, которых поймать относительно легко, а затем продают сердобольным гражданам. Для многих подобных личностей торговля свободой диких птиц — реальный источник дохода. Многим из тех, кто посетит в эти весенние дни Птичий Рынок, наверняка предложат «проявить сострадание и за 150-200 рублей выпустить птичку из клетки».
Ради ваших 150-200 рублей этих птиц могли поймать несколько дней, а то и недель назад. Птицы обивают маховые перья в тесных клетках, далеко не всегда их правильно кормят. В результате многие выпущенные из клеток птицы погибают, становясь легкой добычей хищников, попадают под колеса автомобилей и просто гибнут от голода. Да и при отлове птиц часть из них неизбежно погибает – от стресса или от механических повреждений.
Поддерживая традицию выпуска птиц, вы поддерживаете спрос на пойманных птиц, а значит – способствуете гибели тех синиц, которых ваши дети и внуки кормили всю зиму в ближайшем парке.
Мы обращаемся к тем, кто знает и любит природу, кому небезразлична судьба живых существ — пожалуйста, не покупайте у барышников птиц «на выпуск»! Этим вы спасете жизнь вольным птицам, которых в отсутствие спроса не будут отлавливать.
Разъясняйте всем вред традиции выпуска птиц из клеток на Благовещение! Выпускайте вместо них обученных голубей!
Выпуск птиц на Благовещение: как сделать обычай гуманным
https://www.miloserdie.ru/article/vypusk-ptic-na-blagoveshhenie-kak-sdelat-obychaj-gumannym-2/
На Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц.
К сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, пойманных барышниками ради наживы. Как изменить ситуацию?
А птичку не жалко?
За несколько недель до Благовещения начинается большой бизнес. В лесах ловят синиц, снегирей, воробьев, щеглов, — любых птах, кого только удастся поймать. Потом птиц будут продавать оптом для дальнейшей перепродажи в розницу.
За несколько дней до праздника на рынках, а 7 апреля — возле церквей барышники начнут продавать своих пленниц в розницу.
Дело в том, что в царской России был обычай выпускать в праздник Благовещения птиц на волю. Уже двадцать лет как он возродился и получает все большее распространение но, как это бывает, на добром народном обычае быстро стали паразитировать торговцы. «Мама, мама купи птичку выпустить», — попросит ребенок, а мама не откажет. Этим они и пользуются.
«Мы начали заниматься этой проблемой с 2000 г., — рассказывает Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России. —
Поводом стали письма и звонки верующих из Москвы и других городов. Они видели мертвых птиц возле храмов и просили нас разобраться в ситуации.
Елена Зубакина, директор по развитию Союза охраны птиц России.
Тогда мы организовали массированную кампанию в СМИ». Это помогло изменить ситуацию и в столице стали вместо диких птиц выпускать почтовых голубей.
Об уходе и бережном обращении за своими пленниками торговцы не думают. В этом году активисты Союза и журналисты одной из центральных газет сделали контрольную закупку «птички для выпуска» у торговца по объявлению в интернете. Как говорит Елена Зубакина, он не смог точно ни определить пол птицы, ни подтвердить, не больна ли она. Птица оказалась больной.
Пойманных птиц обычно содержат в тесных клетках, не всегда правильно кормят. В результате многие выпущенные из клеток птицы почти тут же погибают, становясь легкой добычей хищников, попадают под колеса автомобилей и просто гибнут от голода.
Да и при отлове птиц часть из них неизбежно погибает – от стресса или от механических повреждений.
Покупатели это не узнают, они уйдут домой с чувством выполненного долга.
Тем более, что с легкой руки СМИ, выпуская птиц на Благовещение, люди необременительным способом могут на час почувствовать себя особенно русскими и православными.
Как со святой водой на Крещение и вербой. Бывали и случаи, когда на местах власти в своем рвении возродить «народный праздник», покупали оптовые партии диких птиц «на выпуск».
Каждый год под Благовещение Союз охраны птиц публикует листовку, в которой предупреждает: «Обычай этот на первый взгляд гуманный, но надо помнить, что птиц, проживших в клетке несколько месяцев, необходимо специально готовить перед выпуском на волю – прежде всего, дать им возможность восстановить способность к полету, поскольку в тесной клетке птица теряет эту способность довольно быстро.
Если такую, как говорят птицеловы, «сиделую» птицу выпустить на волю без подготовки, она неминуемо погибнет, поскольку летать почти не может. И перед выпуском птиц необходимо действительно готовить «к воле», давая им возможность летать по комнате и тренировать крылья».
В Туле и Воронеже орнитологи и защитники животных в прошлые годы вставали возле храмов с плакатами «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!».
«В наше время человека, который вышел с плакатом к церкви, могут принять за экстремиста.
Не стоит видеть в защитниках диких птиц и природы «кощунников», которые решили сорвать службу, или врагов возрождения русских традиций.
Скорее наоборот. Они за то, чтобы сохранить природу нашей страны и за то, чтобы обычаи возрождались цивилизовано и гуманно, чтобы учитывались особенности современной жизни. Среди защитников птиц немало верующих людей», — комментирует Елена Зубакина.
Как говорит Елена, в Туле активисты Союза стараются наладить контакт с настоятелями храмов, встречаться, рассказывать им о ситуации, чтобы сами священники и прихожане включились в борьбу с торговцами птицами. В этом году и в Москве прихожане-добровольцы будут сообщать в Союз, где у церквей стоят торговцы птицами, чтобы можно было принять меры.
Как выпускает птиц Патриарх
Фото с сайта megabook.ru
Традицию выпускать птиц на Благовещение возродил патриарх Алексий II 7 апреля 1995 года: с крыльца Благовещенского собора он выпустил в небо над Кремлем белых голубей. Патриарх Алексий II символически сравнивал выпуск птиц с обретением человеческой душой свободы от рабства греху, «которая дарована пришествием в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Многие епархии и монастыри ее переняли. Патриарх Кирилл тоже выпускает голубей каждый год.
Голубей для праздника в Кремле предоставляет Федерация спортивного голубеводства. Голуби обученные, они способны улететь на дальние дистанции и вернуться.
Птицы делают круг над Кремлем и улетают к себе в питомник в Крекшино.
Фото: Павел Лисицин / РИА Новости
Народный обычай
Для Церкви выпуск птиц на Благовещение — это именно обычай, а не священнодействие, не обряд. На него нет никаких указаний в церковном уставе. В отличие от веток вербы в день Входа Господня в Иерусалим или плодов на Преображение Господне, над птицами не читается никакой молитвы, их не кропят святой водой.
В одних районах Российской империи птиц выпускали на Благовещение, а в других на Пасху.
Символика свободы в этом случае сохраняется. Благовещение — это начало таинства освобождения людей от рабства греху и смерти, «спасения нашего главизна». Высшая его точка — День Воскресения Христова, когда, как поется в каноне, Христос ведет поющих победную песнь людей «от смерти к жизни и от земли к небесе».
Известно стихотворение Пушкина, отправленное им в 1822 г. из Кишинева Н.И. Гнедичу:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Светлый день весны в стихотворении — Светлое Христово Воскресение, а не Благовещение. Это доказывает сопровождающее письмо поэта: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это».
Замечательный русский этнограф Дмитрий Зеленин еще в 1930-е гг. подробно исследовал этот народный обычай, увековеченный А. С. Пушкиным. Он утверждает, что обычай выпускать птиц известен всем не только восточнославянским народам, но и крестьянам в турецкой Анатолии. Зеленин пишет: «Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: ”Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе.
Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее. А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!”».
Народное толкования о том, что освобожденная птица будет «ходатайствовать» за своего освободителя, приходилось читать в интернете даже на около церковных ресурсах. А в наши дни к обычаю примешивается суеверие: уже не «молиться» должна птица, а унести в небо загаданное желание, которое должно сбыться.
Получается довольно нелепо: найти барышника, отдать деньги, взять птицу, отпустить ее и сказать, молись за меня. А что, если проще: в день праздника пойти на Литургию и помолиться самому? Как говорят в Церкви «Господь и намерения целует». Не будет ли сохраненная птичья жизнь как раз ее освобождением и лучшей молитвой?
Фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Альтернативы
«Я не вижу особенного смысла в том, чтобы выпускать птиц на Благовещение, — говорит монахиня Рахиль (Рашкович), которая больше восьми лет разводит птиц во Введенском женском монастыре в Иваново. — С праздником это никак не связано. В этой кампании есть какая-то благодушная надуманность. Мы возрождаем те обычаи, которые требуют одномоментных усилий (купить и выпустить птицу), а не постоянного внимания к тварям божьим.
Например, в России была замечательная традиция встреч любителей канареек и диких птиц. Это были настоящие знатоки красоты птиц и их пения. Они с любовью заботились о своих питомцах, они делали или заказывали прекрасные клетки. В Китае похожие встречи существуют и в наши дни. Развешиваются клетки, люди смотрят на птиц, беседуют друг с другом», — по мнению матери Рахили, это можно развивать и у нас, важно заинтересовать людей.
В Церкви есть примеры действительно бережного ухода за птицами. Так, насельник Свято-Духова монастыря в Волгограде, иеромонах Василиск (Саяпин), биолог по образованию и член Союза охраны птиц России, создал настоящий мини-зоопарк. В нем действует фазанарий. Живет у отца Василиска более сотни птиц разных видов. Он сам ухаживает за своими питомцами и проводит для детей увлекательные экскурсии.
Но смысл отнюдь не в проведении кампании по «воцерковлению голубеводства» или обустройству в приходах фазанариев, да и вообще не в массовости. Возможно, те приходы, где рядом есть голубятни и где возможно договориться с голубеводами или где есть прихожане или знакомые прихожан орнитологи могли бы сделать праздник более познавательным: таким, чтобы прихожане узнали что-то новое о родной природе. Если это делать интересно, не казенно, а с любовью, то это и будет примером пресловутого «возрождения традиций».
Тяжелая участь пернатых — к Международному дню птиц
https://www.ridus.ru/news/182109
7 апреля православные христиане празднуют Благовещение, праздник, славящий Богородицу, мать Иисуса Христа, в который, помимо всего прочего, издревле принято «выпускать птиц из клеток». По приметам в этот день многие природные явления указывают на наступление весны. По традиции, верующим предлагалось выпустить птиц, которых они осенью или зимой приютили в своем доме, так как они были ранены или больны. Такое часто происходило на Руси, в Советском Союзе и происходит до сих пор. Зимой такие птицы могли быть обречены на гибель, так как могли не найти корма, но весной их выпускали обратно на волю.
Однако, сегодня этот праздник стал оборачиваться трагедией. Прикрываясь традициями и играя на светлых чувствах людей, некие лица начали зарабатывать на празднике Благовещения. По всей России неизвестные люди отлавливают певчих птиц, которые и так являются редкостью в современных городах, а некоторые из них занесены в Красную Книгу, и за «символическую» плату предлагают посетителям храмов и церквей «выпустить» их на свободу. По сообщениям региональных активистов, цены разнятся от 250 до 350 рублей за птичку.
Данная тема активно обсуждается в социальных сетях. Рассказывает Елена Топал:
7 апреля у каждой церкви города Тула дежурили десятки торговцев птичками, незаконно отловленными в лесу.
Прохожие с радостью покупали — загадывали желание — отпускали. Доброе же дело — птичку отпустить, особенно поближе к проезжей части. Ослабленных птиц, которые далеко не смогли улететь, торговцы отгоняли подальше.
Весь ужас происходящего абсурда я поняла, когда увидела первый трупик красивого снегиря. Вчера тысячи прекрасных лесных птиц погибли в лужах нашего славного города. А всем — плевать. Добрые покупатели не хотели ничего слушать, полицейским вообще было лень что-либо делать. Равнодушие продавцов бесчеловечно.
В весенних лужах крепко заснули тысячи маленьких смертей.
Это больно. Это действительно страшно.
В Туле также организовались группы активистов, которые вышли на акции против такой баснословной торговли дикими птицами. Но такая проблема существует и во многих других регионах, к том числе, и в столице. Об этом сообщает, в частности, корреспондент МК
Если вы увидели факт торговли птицами, вы можете сообщить об этом в администрацию своего города или его природоохранное ведомство, а также в полицию, ведь даже разрешения на предпринимательскую деятельность данные лица не имеют.
Зоозащитники считают,что добрая традиция на деле оборачивается жертвами
10.04.2014
Выпущенные на Благовещение птицы, как правило, погибают
Зоозащитники считают, что добрая традиция на деле оборачивается жертвами Светлана Самоделова
В реальности же дела обстоят более печально. Как утверждают зооактивисты, покупая у ловцов лесных певчих птиц, люди совершают не благородное дело, а творят большое зло. Через день покалеченные в неволе пернатые, неспособные летать, становятся легкой добычей котов. А также, обессиленные, попадают под колеса машин. Об участи «спасенных» благовещенских птиц рассказала «МК» орнитолог, сотрудник координационного центра Общероссийской общественной организации «Союз охраны птиц России» Елена Чернова. Для недобросовестных птицеловов праздник Благовещения во все времена был весьма доходным днем. И ныне ловцы с садками оккупировали парки и скверы около храмов столицы. Синицы, чижи, щеглы шли по 200 рублей, за нарядных, красногрудых снегирей просили 300. Опасаясь рейдов сотрудников полиции и зоозащитников, птиц продавали с оглядкой, из машин. Прихожане охотно покупали птах, особенно те, кто пришел в церковь с детьми, загадывали желание и с радостью выпускали их на волю. Вот только ослабленные птицы, едва вспорхнув, оседали на ветках ближайших деревьев, а то и прямо на тротуаре. Сил у птах лететь уже не было. Торговцы тут же отгоняли их подальше. Сторож храма Святителя Николая в Хамовниках рассказал нам, что из года в год утром после Благовещения в весенних лужах остаются десятки мертвых птиц. Даром что зоозащитники накануне вышли к храмам с плакатами: «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!» — ловцы по-прежнему получают барыши, а наши граждане, отстегивая деньги, считают, что дарят птицам свободу. — Каковы шансы у лесных птиц выжить в городских условиях? — спросили мы у орнитолога Елены Черновой. — Птиц ловят в больших количествах, у одного торговца может быть в плену и 50, и сотня птах. В силках они нередко травмируются. Птиц держат в тесных клетках. Птахи отказываются от еды, переохлаждаются, бьются о сетку, ломают перья, разбивают в кровь клювы, слепнут от отсутствия света, получают тяжелейший стресс. Ошалевшие, голодные, страдающие от жажды, они просто обречены на гибель. Птицы, которые перезимовали в клетке, отвыкают жить на воле, быстро теряют навыки добывать пищу и тоже не выживают в природе.
— Но еще Пушкин писал: «Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!» — Люди думают: какой красивый обычай — взять и выпустить птичку, спасти ее из неволи. Об участи этих птах мало кто задумывается. А потом у храмов можно наблюдать сотни этих бедных птиц-инвалидов, которые неспособны взлететь, и кучу кошек, которые пожирают пернатых бедолаг. — Каких птиц обычно продают на Благовещение в столице? — Это в основном мелкие воробьиные птицы: синицы, чижи, снегири, щуры. Собственно говоря, чем птичка ярче — тем она дороже. — Торговцы предлагают купить и выпустить голубей. Может, это и есть альтернатива лесным певуньям? — Безусловно, если это домашний голубь. Выпущенный из клетки, он спокойно вернется к себе на голубятню. Если это необученный птенец, он уже не найдет дорогу к дому. — Какие санкции могут быть применены к торговцам птиц, которые были незаконно отловлены в лесу? — У нас в этом плане достаточно несовершенное законодательство. К уголовной ответственности их не привлечешь, если только они не поймают одну из птиц, занесенных в Красную книгу. Этого все-таки обычно не происходит. С большим скрипом ловцов лесных птиц можно привлечь по статье о жестоком обращении с животными. Но и это очень и очень сложно. — В последние годы во многих регионах России проводятся акции в защиту птиц. Это приносит результаты? — Активистам удается договориться с полицией о совместных рейдах. Проходят пикеты «Благовещение без жертв, без убийств». Волонтеры, полиция, власть борются с продажей несчастных, замученных птах. Под общественным давлением практика массового выпуска птиц уже сходит на нет или по крайней мере уменьшаются ее масштабы. Надо просто перестать рекламировать эту традицию и убеждать граждан не покупать у торговцев птиц. Надо помнить, что, выпустив одну птичку, вы убьете несколько пернатых. Ведь при ловле одной птицы погибает еще несколько, а в итоге чем больше их продается, тем более прибыльным становится промысел и, следовательно, заказ на следующий год будет только увеличиваться. |
http://www.pravoslavie.ru/7087.html
Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то, что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»
(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо – За чем), Я мог свободу даровать (вместо – Могу я волю даровать).
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).
Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.
11 апреля 2008 г.
Чистый пер., д.5, г. Москва, 119034.
Святейшему Патриарху
Московскому и всея Руси Кириллу
Обращение (апрель 2017г.)
«О выпускании птиц на Благовещение»
Союз охраны птиц России выступает за гармонизацию отношения людей к птицам. Отрадно, что и Русская Православная Церковь, поддерживает традиции, связанные с птицами как позитивными символами – предвестниками событий и явлений в жизни общества и природы.
В один из церковных праздников – на Благовещенье – существует традиция выпускать на волю птиц из клеток. К сожалению, эта гуманная традиция в последние годы наносит заметный вред нашим птицам. Предприимчивые люди отлавливают большое количество лесных птиц, главным образом, синиц, а затем продают их к Благовещенью «на выпуск». При отлове и содержании в тесных клетках много птиц гибнет.
В целях предотвращения массовой гибели птиц в виду их подобного коммерческого использования, просим Вас распространить среди подведомственных Вам структур Церкви информацию о необходимости учитывать природоохранные моменты при проведении ритуала выпускания птиц на Благовещение.
Примерами такой информации можно считать соответствующие высказывания Протоиерея Александра Салтыкова, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Протоиерея Федора Бородина, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве, опубликованные в Ежедневном интернет-издании «Православие и мир», «Выпускание птиц на Благовещение – красивая традиция или современная жестокость?» (Оксана Головко, 6 апреля 2015г. – http://www.pravmir.ru/vyipuskanie-ptits-na-blagoveshhenie-krasivaya-traditsiya-ili-sovremennaya-zhestokost/), призывающих при проведении традиционного празднования Благовещения выпускать ручных голубей и исключать (не поощрять) коммерческое использование птиц, изымаемых из дикой природы (отлов, содержание в неволе, продажу, выпуск на прихрамовых территориях). Мы приветствуем позицию названных авторов, повсеместное следование которой позволит сохранить изначальный смысл и дух религиозного обычая без причинения вреда природе.
Просим Вас, Ваше Святейшество, поддержать эту гуманную природоохранную позицию.
Президент Союза охраны птиц России А.В. Салтыков