РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ руководителей государственных природных заповедников и национальных парков
«СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
7 октября 2015 г. г. Владивосток
В период с 5 по 7 октября 2015 года в г. Владивостоке Минприроды России проведено всероссийское совещание руководителей государственных природных заповедников (далее — заповедников) и национальных парков «Состояние, проблемы и перспективы развития федеральной системы особо охраняемых природных территорий на современном этапе».
В работе совещания приняли участие 207 человек, в том числе Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донской, руководитель Росприроднадзора А.Г.Сидоров, 134 руководителя заповедников и национальных парков России, представители Минприроды России, Минэкономразвития России, Росприроднадзора, Администрации Приморского края, Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН, Зоомузея МГУ им. М.В.Ломоносова, Всемирного фонда природы (WWF), Союза охраны птиц России, Эколого-просветительского центра «Заповедники», Союза фотографов-натуралистов, иных негосударственных организаций, средств массовой информации.
Участники Совещания:
Считают необходимым:
1. Рассматривать мероприятия, посвященные 100-летию заповедной системы России, как важным этап в деле формирования её широкой общественной поддержки.
2. Объединить усилия всех федеральных государственных бюджетных учреждений (далее — ФГБУ), осуществляющих управление ООПТ, по подготовке и проведению эколого-просветительских и иных мероприятий, посвященных 100-летию заповедной системы на региональном, федеральном и международном уровнях.
3. Позиционировать познавательный туризм на ООПТ как национальный бренд России и осуществлять последовательные шаги по его продвижению на российских и международных туристских рынках.
4. Отметить, что познавательный туризм на ООПТ — это инструмент формирования общественной поддержки системы заповедников и национальных парков, экологического просвещения граждан России, значимый вклад федеральной системы ООПТ в формирование положительного имиджа нашей страны в мире.
5. Совершенствовать правовое и методическое обеспечение развития познавательного туризма на федеральных ООПТ.
6. Позиционировать эколого-просветительскую и научную деятельность в заповедниках и национальных парках как основополагающую при разработке и реализации программ развития познавательного туризма.
7. Обратить особое внимание на то, что, работа с посетителями на ООПТ должна сопровождаться демонстрацией высоких экологических и этических принципов отношения работников этих территорий к природе.
8. Отметить, что стратегическим направлением в работе по развитию познавательного туризма на ООПТ должно стать партнерство с местными сообществами, туристским бизнесом, туристическими компаниями, а также вовлечение ООПТ в сферу концессионных отношений.
9. Отметить, что познавательный туризм должен содействовать росту благосостояния местного населения, в том числе через вовлечение его в обслуживание и работу с посетителями.
10. Подчеркнуть, что получение доходов учреждениями, осуществляющими управление ООПТ, не является целью развития познавательного туризма.
11. Отметить важность маркетинговых исследований качества оказываемых услуг и выполняемых работ в федеральной системе ООПТ.
12. Обобщить и распространить накопленный в системе заповедников и национальных парков опыт анкетирования, проведения соцопросов и других методов оценки имиджа ООПТ среди различных слоев населения, государственных и муниципальных органов, с целью выявления проблемных вопросов взаимодействия и причин негативного (или позитивного) отношения к ООПТ.
13. Обратить внимание на формирование имиджа ФГБУ, осуществляющего управление ООПТ.
14. Подготовить программу специализированных курсов повышения квалификации для руководителей ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, в том числе включающих вопросы психологии, конфликтологии, ораторского искусства, современных технологий (PR, маркетинг и др.).
15. Разработать и реализовать программу мероприятий по формированию позитивного имиджа сотрудников заповедников и национальных парков и повышению престижа «заповедных» профессий (фильмы, публичные конкурсы, флешмобы и др.).
16. Составить единую для всех федеральных ООПТ информационную базу данных о гарантированных объектах показа, условиях посещения и правилах поведения на ООПТ. Организовать широкое распространение этой информации, в том числе разместив ее на профильных Интернет-сайтах.
17. Признать успешным и необходимым для тиражирования опыт:
а) эколого-просветительской деятельности заповедников «Брянский лес», «Полистовский», Кроноцкого, Мордовского, Сихотэ-Алинского, национальных парков «Кенозерский», «Угра», «Самарская Лука», «Смоленское Поозерье», некоммерческого партнёрства «Птицы и люди»;
б) в области организации детских экологических лагерей и экспедиций национальных парков «Водлозерский», «Кенозерский», «Мещёра», «Онежское Поморье», «Плещеево озеро», заповедников Астраханский, Воронежский, Мордовский, Тебердинский, Хоперский, ЭкоЦентра «Заповедники»;
в) работы с юннатами заповедников «Брянский лес», «Денежкин Камень», национального парка «Смоленское Поозерье»;
г) национального парка «Угра» в перспективном планировании в формате целевых долгосрочных проектов;
д) реализации волонтерских проектов в заповедниках Байкальском, Кроноцком, Комсомольском, Печеро-Илычском, Алтайском, Волжско-Камском, Полистовском, «Столбы», Приокско-Террасном, национальных парках «Кенозерский», «Куршская коса», «Самарская Лука», «Смоленское Поозерье», «Таганай», «Угра», «Югыд ва»;
е) эффективного взаимодействия с клубами Друзей заповедных территорий национальных парков «Кенозерский», «Смоленское Поозерье», «Самарская Лука»;
ж) Сихотэ-Алинского заповедника по привлечению студенческих стройотрядов для обустройства экологических троп.
18. Организовать серию обучающих семинаров для сотрудников ООПТ по музейному проектированию с приглашением высококвалифицированных российских и зарубежных экспертов в этой сфере.
19. Ориентировать научно-исследовательскую деятельность ООПТ на решение, в первую очередь, практических задач, связанных с функционированием самих заповедников и национальных парков, включая вопросы охраны их территорий, сохранения и мониторинга природных комплексов и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, совершенствования эколого-просветительской деятельности, развития познавательного туризма.
20. Рекомендовать Рабочей группе по организации научной деятельности и информатике при Экспертном совете уделить особое внимание выполнению резолюций совещаний директоров заповедников и национальных парков и заместителей директоров по науке, принятых в 2012-2013 гг.
21. Одобрить инициативу по восстановлению степного сурка на территориях заповедников Центрально-Черноземного и «Приволжская лесостепь».
22. Распространить опыт Воронежского заповедника по проведению международного симпозиума по бобру в виде серии типовых мероприятий «Живые символы России», включая научный семинар, программу по популяризации охраны территорий и сохранения видов, эколого-просветительские мероприятия с участием нескольких ООПТ.
23. Провести эстафету «Живых символов России» по стране с проведением мероприятий на базе отдельных ООПТ в едином формате.
24. В качестве финального мероприятия эстафеты «Живых символов» провести в 2017 году:
международную научную конференцию;
фестиваль искусств на базе «Золотой черепахи»;
серию уличных мероприятий (флешмобы и др.) «Неделя живых символов» с участием структур Правительства Москвы.
25. Отметить высокую эффективность участия российской делегации в Международном конгрессе по ООПТ в г. Сидней в 2014 году и считать целесообразным участие во Всемирном конгрессе МСОП в 2016 году.
Просят Минприроды России:
1. Организовать и провести в 2016 году 2-х недельные курсы повышения квалификации заместителей директоров заповедников и национальных парков по охране территории.
2. Рассмотреть возможность разработки компьютерной программы для обучения и последующего тестирования государственных инспекторов ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ.
3. Инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:
а) увеличение размера взыскания за ущерб, причиненный сбором или уничтожением растений, занесенных в Красную книгу России;
б) ужесточение наказания за преступления, совершенные на ООПТ, предусмотренные статьями 256, 258 и 262 Уголовного кодекса РФ;
в) определение размера значительного ущерба, нанесенного нарушением режима ООПТ, применительно к статье 262 УК РФ;
г) выплату полевого довольствия сотрудникам заповедников и национальных парков;
д) определение порядка профилактических отжигов, в первую очередь — на непокрытых лесом и подверженных природным пожарам участках ООПТ и сопредельных с ними территорий;
е) возможность принятия природоохранными органами решений об отказе от тушения лесных пожаров на крупных труднодоступных участках ООПТ в определенных случаях;
ж) расширение и обновление перечня служебного оружия и спецсредств, а также наделение сотрудников службы охраны ООПТ правом хранения, ношения и применения в качестве служебного личного охотничьего оружия и гражданского оружия самообороны;
з) возможность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и рубок единичных деревьев, представляющих угрозу жизни людей и объектам инфраструктуры, с последующим внесением соответствующих изменений в лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов и лесные декларации;
и) предоставление должностным лицам учреждений, осуществляющих управление ООПТ — главным государственным инспекторам и их заместителям — права принятия решения о реализации, выпуске в среду обитания или об уничтожении изъятых или конфискованных объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам;
к) направление средств от арендной платы по договорам аренды земельных участков на территориях национальных парков и биосферных полигонов биосферных заповедников, на обеспечение финансирования основной деятельности ФГБУ, осуществляющих управление соответствующими ООПТ;
л) совершенствование правового обеспечения развития познавательного туризма на федеральных ООПТ, в том числе:
- внесение изменений в соответствующие законодательные акты Российской Федерации в части распространения на ООПТ концессионных соглашений;
- внесение изменения в Федеральный закон «Об особенностях туристской деятельности в РФ» в части введения терминов «экологический туризм», «познавательный туризм» и «сельский туризм», обозначающие отдельные сектора рынка туриндустрии, имеющие особое социальное значения;
- внесение изменений в налоговое законодательство в части минимизации налогообложения сельских гостевых домов с учетом опыта Республики Беларусь;
- внесение изменений в законодательство о рыболовстве в части установления особого порядка регулирования любительского и спортивного рыболовства на ООПТ федерального значения;
- внедрение механизмов частно-государственного партнерства в сферу развития туризма на ООПТ.
4. Разработать и утвердить методические рекомендации:
а) по организации охраны заповедников и национальных парков;
б) по организации научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;
в) по организации эколого-просветительской деятельности в заповедниках и национальных парках;
г) по организации познавательного туризма на ООПТ федерального значения, включая вопросы демонстрации посетителям диких животных в естественных условиях;
д) по сохранению объектов культурного наследия, в том числе культурных ландшафтов, в национальных парках России;
е) по использованию фирменного стиля федеральной системы ООПТ в сочетании с символикой конкретной ООПТ;
ж) по созданию на ООПТ некапитальных объектов инфраструктуры познавательного туризма, а также по внедрению на ООПТ современных конструкций и технологий туалетов, адаптированных к различным природно-климатическим условиям.
5. Утвердить в 2016 году:
а) образцы форменного обмундирования для различных категорий работников заповедников и национальных парков;
б) образцы режимных и информационных аншлагов для федеральных ООПТ;
6. Актуализировать и утвердить обновленные нормы обеспечения (и списания) работников заповедников и национальных парков:
а) форменным обмундированием, специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты;
б) продуктами питания при выполнении полевых работ и тушении природных пожаров.
7. Разработать и утвердить Правила поведения (Кодекс чести) для работников заповедников и национальных парков.
8. Доработать и утвердить брендбук федеральной системы ООПТ. Распространить и внедрить единый фирменный стиль в практику работы всех заповедников и национальных парков.
9. Начать формирование кадрового резерва, в том числе создать в течение 2016 года базу данных, содержащую сведения о вакансиях и лицах, желающих трудоустроиться на работу в заповедник или национальный парк, в том числе о действующих работниках, желающих перейти на работу на другую ООПТ.
10. Обобщить и рекомендовать к распространению положительный опыт организации выездов инспекторского состава соответствующих заповедников и национальных парков на другие федеральные ООПТ с целью обмена опытом и оказания практической помощи в деле борьбы с браконьерством и иными экологическими правонарушениями.
11. Ввести в практику формирование из числа наиболее опытных госинспекторов заповедников и национальных парков «групп быстрого реагирования», направляемых Минприроды России на проблемные федеральные ООПТ с целью оказания помощи и проведения необходимых мероприятий, связанных с охраной природных комплексов и объектов.
12. Предусмотреть в должностных обязанностях инспекторского состава заповедников и национальных парков участие в ведении экологического мониторинга, учетных работах, поддержании учетных маршрутов и пробных площадей, техническом содействии научным сотрудникам соответствующих ООПТ и приглашенным исследователям, а также содействии в работе экопросветительских отделов заповедников и национальных парков.
13. Продолжить практику информирования заповедников и национальных парков о событиях, происходящих внутри федеральной системы ООПТ, включая разбор нестандартных ситуаций.
14. Ежегодно обобщать и распространять имеющиеся инновации в области охраны природных комплексов и объектов, мониторинга окружающей среды, экологического просвещения и других направлений деятельности заповедников и национальных парков.
15. Заключить соглашение с МВД России о взаимодействии в области охраны окружающей среды и охраны правопорядка на федеральных ООПТ (по принципу существующего соглашения с ФСБ России).
16. Проработать и решить с Федеральной миграционной службой вопрос о доступе инспекторского состава федеральных ООПТ к базам данных ФМС в части установления личностей нарушителей законодательства об ООПТ.
17. Проработать и решить с Федеральным агентством по рыболовству вопрос о доступе ФГБУ, осуществляющих управление морскими ООПТ, к данным системы космического мониторинга морских судов.
18. Проработать и решить с МЧС России вопрос о предоставлении доступа ФГБУ, подведомственных Минприроды России, к системе дистанционного мониторинга МЧС России «Каскад».
19. Проработать вопрос, в том числе, с Минобороны России, о возможности предоставления подведомственным ФГБУ спутниковых снимков сверхвысокого разрешения федеральных ООПТ и их охранных зон.
20. Проработать с Минфином России вопрос о возможности выделения дополнительных средств федерального бюджета:
а) на пошив и приобретение форменного обмундирования для работников заповедников и национальных парков;
б) на изготовление и установку аншлагов единого образца;
в) на проведение работ по межеванию и выкупу земельных паев у пайщиков земель сельхозназначения, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
21. Развивать сотрудничество:
а) с Ростуризмом в части развития туризма на ООПТ, в том числе их включения в региональные программы развития туризма;
б) с Минкультуры России в части сохранения и использования в сфере познавательного туризма объектов культурного наследия на ООПТ.
22. Активизировать сотрудничество между федеральными ООПТ и ФГБУ «Центрохотконтроль» в части обмена информацией и совершенствования методов учета животных.
23. Обратиться в органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости охранных зон заповедников и национальных парков как зон с особыми условиями использования территорий;
б) с просьбой об освобождении ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, от налога на имущество.
24. Внести предложение в Правительство Российской Федерации о включении представителя Министерства в состав Координационного совета по развитию детского туризма в России.
25. Ускорить, в соответствии с Концепцией развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 22 декабря 2011 г. № 2322-р, создание на базе ВНИИэкология Центра координации и организации научной, просветительской, туристической, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере ООПТ.
26. При формировании государственного задания ВНИИэкология и принятии результатов работ согласовывать техзадания, соисполнителей, промежуточные и окончательные отчеты с Рабочей группой по организации научной деятельности и информатике Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России.
27. Утвердить в кратчайшие сроки Стратегию развития познавательного туризма на ООПТ федерального значения на период до 2020 года, подготовленную в рамках работы Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России.
28. Разработать образовательную программу в сфере развития познавательного для специалистов ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, включающую, в частности, следующие образовательные модули:
территориальный маркетинг в туризме;
создание туристических продуктов;
проектный менеджмент;
менеджмент событий;
инструменты управления объектами познавательного туризма.
29. Проработать вопрос о порядке принятия решения по установке режима ЧС руководителями федеральных ООПТ по согласованию с Минприроды России.
30. Развивать практику организации и проведения стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в зарубежные и отечественные национальные парки и иные природные резерваты. Организовать серию соответствующих мероприятий на базе стран-лидеров в сфере территориальной охраны природы, в том числе в США, Канаде, ЮАР, Танзании по актуальным вопросам управления ООПТ, включая развитие познавательного туризма.
31. Предусмотреть регулирование вопросов, связанных с развитием познавательного туризма в актуализированных редакциях индивидуальных положений о заповедниках и заказниках федерального значения.
32. Актуализировать форму государственного задания ФГБУ, в том числе включив в перечень разделов блок мероприятий по земельным вопросам и международному сотрудничеству.
33. Внести изменения в уставы ФГБУ, предусматривающие возможность реализации древесины от всех видов рубок, проводимых в заповедниках и национальных парках.
34. Включить в форму информационного годового отчета директора заповедника/национального парка позиции: количество волонтеров и количество партнерских организаций (региональные органы власти, органы местного самоуправления, бизнес-структуры, НКО).
35. Рассмотреть вопрос о возможности оснащения ряда удаленных и труднодоступных заповедников и национальных парков авиацией общего назначения с целью повышения эффективности их функционирования.
36. Рассмотреть вопрос о дополнительном бюджетном финансировании эколого-просветительских проектов на ООПТ.
37. Проработать вопрос о создании системы ветеринарного сопровождения мероприятий, направленных на сохранение объектов животного мира на ООПТ федерального значения.
38. Развивать проведение обучающих семинаров и вебинаров для руководителей и специалистов федеральных учреждений по различным аспектам развития познавательного туризма на ООПТ (с привлечением международного опыта) в сотрудничестве с профильными негосударственными организациями.
39. Содействовать организации пресс-туров и демонстрационных туров для туроператоров, турагентов и средств массовой информации для продвижения турпродукта и формирования положительного имиджа соответствующих ООПТ.
40. Усилить PR-сопровождение деятельности в сфере развития познавательного туризма на ООПТ со стороны Минприроды России.
41. Предусмотреть в Плане мероприятий, проводимых в рамках проведения Года ООПТ, всероссийского слета волонтеров ООПТ, в том числе используя опыт Эколого-просветительского центра «Заповедники».
42. Разработать Паспорт путешественника по особо охраняемым природным территориям России и провести эксперимент по его внедрению.
43. Организовать проведение ежегодного всероссийского конкурса «Лучший по профессии» для работников заповедников и национальных парков.
44. Организовать и провести в 2016 году Турнир заповедных инспекторов на региональном и всероссийском уровнях.
45. Организовать проведение ежегодного всероссийского конкурса «Волонтёр года».
46. Поддержать работу Интернет-ресурса news.zapoved.ru и ускорить процесс регистрации сайта, как СМИ и создания его редакции.
Рекомендуют ФГБУ, осуществляющим управление ООПТ:
1. Шире внедрять дистанционные методы контроля за передвижением работников и транспортных средств учреждения (спутниковые GPS-трекеры и др.), используя опыт ФГБУ «Земля леопарда».
2. Обеспечить сотрудников службы охраны средствами видеофиксации (видеорегистраторами).
3. Шире привлекать к проведению оперативных мероприятий по надзору за соблюдением природоохранного законодательства на ООПТ сотрудников правоохранительных органов.
4. Продолжить практику внутренней ротации государственных инспекторов по охране территории, закрепленных за кордонами.
5. Лично проводить регулярные проверки проблемных точек (кордонов, стационаров и др.) на подконтрольных ООПТ.
6. Продолжить практику взаимодействия с органами ПС ФСБ РФ
7. Систематически вести мониторинг сообщений в сети Интернет (в первую очередь — в социальных сетях), касающихся деятельности ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, в том числе с целью выявления информации об экологических правонарушениях на ООПТ.
8. Шире использовать в работе данные космического мониторинга, дистанционных методов, фото- и видео наблюдений.
9. При профилактике и тушении природных пожаров использовать опыт и ресурсы добровольных противопожарных формирований, содействовать их профессиональной подготовке.
10. В целях повышения эффективности работы с волонтерами использовать разработанное ЭкоЦентром «Заповедники» Руководство по работе с добровольцами.
11. Для привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества и эффективности эколого-просветительских проектов проводить выявление и вовлечение во взаимодействие максимального количества заинтересованных сторон (бизнес, органы власти, НКО, СМИ и др.).
12. Усилить поддержку юннатских кружков, детских экологических клубов, экологических школ и школьных лесничеств и других детских объединений в практике работы на ООПТ.
13. Включать в планы работы научных отделов ФБГУ, осуществляющих управление ООПТ, наряду с изучением «краснокнижных» видов животных и растений, изучение и мониторинг видов, не включенных в Красную книгу России, но имеющим тенденцию к исчезновению или сокращению численности.
14. Принять участие (ФГБУ, расположенным в Европейской части России) в совместном проекте Зоологического музея МГУ им.М.В.Ломоносова, Европейского совета по учётам птиц (European Bird Census Council) и Русского общества сохранения и изучения птиц им. М.А.Мензбира для составления и последующей публикации Атласа гнездящихся птиц Европейской части России.
15. В целях повышения привлекательности и просветительской ценности туризма на ООПТ включать в турпродукт, наряду с природной, культурную составляющую (знакомство с объектами истории и культуры, местными традициями и фольклором, традиционной кухней и др.).
16. Определить для каждой ООПТ участки, где рекомендуется развитие познавательного туризма, а также возможные ограничения для этих участков, связанных с сезонными и иными природными явлениями, а также с целями посещения территории.
17. Определить для каждой ООПТ ключевые объекты показа посетителям, в том числе:
уникальные ландшафты (в природном, историко-культурном, эстетическом и ином значимом аспекте);
представляющие особый интерес объекты животного и растительного мира, а также иные уникальные объекты (пещеры, останцы, карсты и др.);
объекты историко-культурного значения.
18. Разработать и представить на утверждение в Минприроды России в 2016-2017 гг.:
стратегию развития познавательного туризма для каждой ООПТ, на основе проведенного анализа природного и историко-культурного потенциала территории, с учетом необходимости минимизации антропогенного воздействия на природные комплексы;
среднесрочные планы развития познавательного туризма для каждого федерального учреждения.
19. К подготовке документов, указанных в п.19, привлекать квалифицированных специалистов сторонних организаций, в том числе работников других учреждений, осуществляющих управление ООПТ и профильных негосударственных организаций.
20. Актуализировать работу отделов экологического просвещения своих учреждений с учетом развития познавательного туризма.
21. Разработать пакет экскурсионных программ для различных категорий посетителей на каждой ООПТ, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде обитания.
22. Обеспечить разработку и реализацию комплекса биотехнических мероприятий, гарантирующих возможность демонстрации посетителям диких животных в природных условиях и не приводящих при этом к негативным изменениям природных экосистем.
23. Формировать и продвигать новые турпродукты, в том числе основанные на использовании местных культурных традиций с привлечением местного населения.
24. Обеспечить размещение на сайте каждого учреждения единого блока детализованной информации по вопросам познавательного туризма (условий посещения, механизма получения соответствующих разрешений, маршрутах и их природных и культурных достопримечательностей, содержания и стоимости платных услуг и др.).
25. Обеспечить размещение на официальных Интернет-сайтах ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ:
ссылку на сайт Минприроды России;
эмблему (логотип) федеральной системы ООПТ;
интерактивную карту и общую унифицированную информацию по федеральной системе ООПТ;
ссылки на сайты близлежащих заповедников и национальных парков.
26. Использовать символику федеральной системы ООПТ и Минприроды России на всех информационных носителях.
27. Разработать комплекс мер для каждой ООПТ по минимизации воздействия на природные комплексы и объекты в ходе развития познавательного туризма и рекреации.
28. Расширять практику вовлечения ООПТ в систему добровольной сертификации элементов туристско-рекреационной деятельности.
29. В приоритетном порядке оказывать всемерное содействие развитию детского познавательного туризма на ООПТ.
30. Заверщить разработку фирменного стиля каждой территории, представив брендбук каждой ООПТ на рассмотрение в Методическую группу Минприроды России в срок до 1 апреля 2016 года.
31. Принять меры по формированию тематических фото, видео- архивов об истории, природе и основной деятельности в каждом заповеднике и национальном парке.
32. Подготовить сценарные планы эколого-просветительских мероприятий и иных для предложения главам субъектов Российской Федерации в качестве основы для работы в рамках Года ООПТ.
33. Организовать серию образовательных пресс-туров для региональных СМИ под общим брендом «100-летию заповедной системы России посвящается».
Просят Русское географическое общество ежегодно выделять соответствующие квоты юным друзьям заповедных территорий во всероссийских лагерях «Орленок», «Океан», «Артек».
Просят ЭкоЦентр «Заповедники»:
1. Обобщить имеющийся опыт проведения всероссийских и региональных обучающих семинаров и стажировок, в том числе в рамках ассоциаций ООПТ, а также в национальных парках «Кенозерский», «Смоленское Поозерье», «Самарская Лука», заповеднике «Столбы» и др. Разработать рекомендации и учебные программы, провести обучение руководителей учебных центров и региональных тренеров.
2. Разработать учебную программу по проведению детских экологических лагерей и экспедиций, провести ее апробирование в 2016 году с обязательным привлечением в качестве эксперта представителя Роспотребнадзора.
Просят ООО «Вариобренд»:
1. Разработать типовые варианты архитектурных решений для объектов и элементов инфраструктуры на федеральных ООПТ, включая малые архитектурные формы.
2. Подготовить и издать (разместить в виде электронного каталога на интернет-ресурсе) иллюстрированный альбом типовых эскизных проектов, а также наиболее удачных реализованных проектов на конкретных ООПТ.
3. Организовать подготовку и выпуск рекламно-информационной продукции под общим брендом «Заповедная Россия».
Просят Зоологический музей МГУ им.М.В.Ломоносова:
выполнять анализ данных маршрутных учётов птиц, выполняемых сотрудниками заповедников и национальных парков, в рамках формирования системы мониторинга численности птиц России, с представлением в Минприроды России соответствующих итоговых материалов.
Предлагают Ассоциации директоров государственных природных заповедников и национальных парков:
1. Сформировать рабочую группу по подготовке к празднованию 100-летия заповедной системы из числа наиболее креативных и трудоспособных руководителей и специалистов ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ.
2. Подготовить и представить на рассмотрение Экспертного совета по ООПТ при Минприроды России перечень стратегических партнеров по проведению мероприятий в рамках Года ООПТ (в том числе коммерческих структур) и предложения по работе с ними.
3. Продолжить практику проведения обучающих семинаров для пресс-секретарей ООПТ.
4. Организовать сбор качественных фото- и видеоматериалов для изготовления серии издательской, выставочной, сувенирной и иной продукции, популяризирующей деятельность и достижения федеральной системы ООПТ.